Настройка воронки продаж в Битрикс24
Чем бы вы не занимались: продажей строительных материалов и сантехники, реализацией услуг по разработке сайтов или доставке продуктов из супермаркетов, каждый клиент вашей компании проходит целую цепочку от первого знакомства с товаром и фирмой до заключения сделки (совершения покупки). Именно этот путь и называется воронкой продаж. В идеале, каждый ее этап должен быть тщательно продуман и настроен. Чем удобнее и легче человеку переходить со ступеньки на ступеньку, тем выше вероятность, что он не “сольется” и совершит покупку.
Воронка продаж, лиды, сделки и заказы в Битрикс24
Воронка продаж Битрикс24 представляет собой автоматизированную и продуманную до мелочей маркетинговую модель по обработке данных клиента и его ведению до сделки. Технология направлена на поддержание интереса потенциального покупателя в продукте бренда, начиная от момента получения лида и до продажи товара. Грамотно настроенная воронка способствует росту конверсии, увеличению продаж.
Настройка воронок в Битрикс24 предусматривает взаимодействие с четырьмя основными элементами СРМ-системы:
Лиды. Этот термин используется для обозначения потенциального клиента, который заинтересовался товаром или услугой и оставил свои контактные данные: заполнил заявку на обратный звонок, указал e-mail в форме обратной связи. Лиды — “холодные” покупатели, которые с одинаковой долей вероятности могут купить продукт или отказаться от сделки.
Сделки. Под сделками в воронке Битрикс 24 понимается процесс продажи товара. Элемент базируется на конкретном целевом запросе по продаже товара. Часто сделки становятся важным этапом производственных процессов.
Компании. Элемент содержит подробную информацию о контрагенте, поставщике, клиенте, с которыми сотрудничает фирма. В карточке компании прописывается подробная информация о ней: название, банковские реквизиты и т.д. Элемент востребован в b2b бизнесе для объединения контактов, счетов, сделок.
Заказы. Применяются преимущественно в интернет-торговле. От сделок их отличают статусы оплаты и отгрузки товара.
Логика использования перечисленных элементов предельно проста: взаимодействие с клиентом начинается с лида. После конвертации лида в сделку (заказ) происходит создание компании с контактами, счетами.
Режимы работы CRM
Прежде чем переходить непосредственно к рассмотрению того, как настроить воронку продаж в Битрикс24, предлагаем сделать небольшое отступление. Дело в том, что в СРМ Bitrix24 имеется два основных режима работы: классический и простой. Первый вариант предусматривает работу с лидами, второй — со сделками.
Классическая CRM
Воронка продаж Bitrix24 в классическом режиме работы СРМ базируется на лидах — первичных обращениях, которые нуждаются в обработке. Это может быть целевой клиент, который намерен совершить покупку, а значит, его нужно сразу конвертировать в сделку. А может быть человек просто приценивается или ошибся номером, следовательно до продажи он вряд ли дойдет.
Такой вариант воронки востребован среди компаний, которые ежедневно сталкиваются с большим количеством обращений, в том числе с теми, которые в итоге оказываются “не по адресу”. В этих фирмах работает двухуровневый отдел продаж. На первом уровне менеджеры общаются с потенциальными покупателями, а специалисты второго уровня взаимодействуют непосредственно с целевыми клиентами.
Простая CRM
В этом режиме уже нет места лидам. Любое письмо, звонок или запрос сразу же превращаются в клиентов, готовых заключить сделку. При таком подходе отдел продаж не тратит свое время попусту, а общается только с целевыми клиентами.
Универсального рецепта, какой режим выбрать, как сделать воронку в Битрикс 24 не существует. Здесь все зависит от специфики бизнеса, особенностей его работы и запросов.
Группы стадий воронки продаж в Битрикс24
Каждая воронка Битрикс24 имеет три группы стадий.
В работе
Эта группа может включать практически неограниченное количество стадий, но мы рекомендуем остановиться на 5-7. Стадии отображаются в Канбане и показывают, на каком именно этапе работе в данный момент находится лид или сделка.
Успешные стадии
В эту группу входит только одна стадия. После того, как элемент СРМ-системы попадает на эту стадию, он исчезает из интерфейса Канбан. Это связано с тем, что после конвертации лида в сделку или закрытия продажи карточка перестает отображаться в Канбане. Впоследствии найти ее можно в интерфейсе “Список”, задав в фильтре соответствующие настройки.
Провальные стадии
В группу может входить любое количество стадий, предназначенных для выявления и оценки причин провала лида или сделки. Элементы СРМ на этой стадии также не видны в интерфейсе Канбан.
Мультиворонки и туннели продаж
Настройка робота в Битрикс 24 внутри воронки имеет массу нюансов. Например, в следующих случаях требуется создание мультиворонки и тоннелей продаж:
- если сделка имеет длинный цикл;
- компания имеет сразу несколько направлений деятельности;
- компания оказывает услуги в разных клиентских сегментах, использует различные каналы продаж.
- при реализации услуг имеют место быть смежные подпроцессы, без которых сделка не может быть доведена до финальной стадии. Например, речь может идти о создании проектов и технических спецификаций, согласовании коммерческих педложений и т.д.
Пример мульти воронки продаж в Битрикс24. Компания “Самоделкин” занимается ремонтом жилых и нежилых помещений. Средний цикл сделки фирмы занимает 1,5-2 месяца. Разработка проекта выполняется в несколько этапов, за каждый из которых отвечают разные должностные лица. Более того, после создания и согласования проекта выполняется его авторский надзор, который может растянуться на 6-12 месяцев. Логично, что в подобной ситуации работу с клиентом стоит разделить на несколько взаимосвязанных между собой воронок.
Частые ошибки при настройке воронок продаж
Существует, как минимум, несколько частых ошибок, которые допускают компании при самостоятельной настройке конверсионной воронки продаж в Битрикс 24.
- Воронка не соответствует бизнес-процессам, которые реализует фирма. В этом случае с вероятностью в 99% вы провалите внедрение СРМ в деятельность компании.
- Использование некорректных стадий работы, которые не отражают реальной ситуации по сделке. Например, “клиент думает”, “сейчас неактуально”, “общение отложено” и т.д. Сталкиваясь с такими стадиями, менеджер попросту не понимает, что от него требуется.
- Чрезмерное усложнение воронки. Здесь действует простое правило — чем проще, тем лучше. В идеале, стоит по максимуму уменьшить количество шагов, которые должен совершить покупатель для заключения сделки.
Если есть возможность, обязательно проконсультируйтесь со специалистами, как создать воронку продаж в Битрикс24. Поставьте себя на место потенциальных клиентов, чтобы понять, что может подтолкнуть их к совершению следующего шага. Стремитесь к закрытию сделок и проявляйте активность — кофе пьет только тот, кто продает!
Как удалить воронку продаж в Битрикс 24
Если воронка продаж устарела или больше не используется, ее нужно удалить:
- Войдите в учетную запись CRM;
- Перейдите в модуль системы с воронками и клиентами;
- В представленном списке выберите воронку, которую нужно удалить. Кликните по ней.
- После открытия воронки в верхней части страницы найдите кнопку “Настройки”.
- В окне настроек нажмите на кнопку “Изменить” или “Редактировать” для запуска режима редактирования.
- Выберите функцию “Удалить воронку”.
Удаление воронки продаж в Битрикс24 является безвозвратным, поэтому перед выполнением операции убедитесь, что она действительно больше не нужна, все данные и сделки из нее перенесены в другую воронку или заархивированы.
Детальная инструкция настройки на конкретном примере
Чтобы настроить воронку продаж в Битрикс 24 продумайте логику взаимодействия с клиентом в удобном для вас формате (например, в таблице Excel). Необходимо подробно описать этапы, через которые проходит сделка с клиентом. Для названия стадий используйте конечные действия, которые необходимо выполнить или которые уже выполнены.
Например, для небольшой полиграфической компании, которая занимается разработкой логотипов стадии воронки продаж, могут включать:
- Новый лид.
- Принят в работу.
- Подготовлено коммерческое предложение и проект.
- Проект согласован с клиентом.
- Логотип разработан. Утвержден клиентом.
- Выставлен счет.
- Договор подписан. Счет оплачен.
- Оплата получена. Логотип передан клиенту.
Теперь подготовленные стадии нужно занести в СРМ:
- Авторизуйтесь в учетной записи Битрикс 24.
- Перейдите в раздел “Воронки и туннели продаж” из канбана сделок. По умолчанию здесь уже есть одна воронка. Для создания еще одной кликните по кнопке “Добавить воронку продаж”.
- Придумайте название для воронки и вернитесь в канбан.
- Отредактируйте стадии воронки продаж в Битрикс24. Для этого откройте созданную воронку, наведите курсор на стадию и кликните на карандаш.
- В появившемся на экране окне можно изменить название стадии, ее цвет.
Чтобы посмотреть, как выглядит, созданная воронка перейдите в “Настройки CRM” — “С чего начать” — “Справочники” — “Стадии сделки”.
Как быть, если вы внедрили в работу компании CRM, а продажи остались на прежнем уровне? С большой долей вероятности, были допущены ошибки при создании воронки в Битрикс24. Получить бесплатную консультацию и профессиональную помощь по настройке воронки продаж вы можете у специалистов Деломатики.